Из книги:
Е.М.Шишкина «Традиционная культура рыбаков Волго-Каспия»
Введение
«Рыбные богатства России приводили и приводят очевидцев в изумление, и из всех этих богатых вод, самое богатейшее, резервуар русского рыболовства, есть каспийские с северными и западными их притоками, реками, дельтами, ериками и култуками» (Калеб. О каспийском рыболовстве. 1863).
Колонизация русскими территории Нижнего Поволжья представляла собой
сложный неединовременный процесс, растянувшийся на четыре столетия,
начиная с XVI века. В результате различных колонизационных потоков,
начиная с XVI века, в Астраханскую губернию переселялись жители
различных губерний России – русские из Нижегородской, Cимбирской,
Костромской, Московской, Пензенской, Воронежской, Ярославской,
Самарской и Саратовской, украинцы из Харьковской, Херсонской, Курской и
Полтавской. И хотя русская народная музыкальная культура Нижнего
Поволжья обладает большим внутренним единством, в то же время в
музыкальном фольклоре русских существуют местные традиции, заметно
различающиеся между собой. В результате наших исследований,
опирающихся на полевые фольклорно-экспедиционные материалы (с 1974
года), можно сделать вывод, что русская народная культура Нижнего
Поволжья явилась результатом длительного (не менее двух-трех столетий)
исторического развития в особых естественно-географических и
исторических условиях (см. Шишкина Е.М. 2002-2003). Несмотря на то, что
эта культура изначально конгломеративна, она исторически сложилась как
достаточно целостная традиция при интеграции разных культур.
Рассматривая нижневолжскую песенную традицию в качестве самостоятельной
целостной музыкальной системы, необходимо отметить своеобразие именно
единства составляющих её компонентов. Границы этой традиции
определяются соседством с иноэтническими культурными общностями: на
западе – калмыками, на востоке – казахами, а также – водным
пространством: на юге – Каспийское море. На севере – сегодняшняя
административная граница Астраханской и Волгоградской областей является
одновременно и границей смены песенных стилей: отдельные признаки
южнорусских традиций, входящие органичной составной частью в
нижневолжскую песенную культуру, становятся главными и доминирующими на
территории непосредственно граничащего с верховьями Волго-Ахтубинской
поймы – Городищенского района Волгоградского области.
Исторические работы ярко рисуют картину нескольких волн
русской колонизации Астраханской губернии. До середины XIX века её
русское население складывалось из следующих групп (по классификации
автора): 1) популяции в рыболовных сооружениях (учугах) – с конца XVI в.; 2) казачьи станицы по правобережью Волги, так называемому «Московскому тракту», – с первой половины XVII в.;
3) общности на землях в дельте Волги, а также в Волго-Ахтубинской
пойме, собравшиеся в результате переселения крепостных и «заводских»
людей на пустующие земли – с середины XVIII в.;
4) поселения на землях луговой стороны Волги по левобережью Ахтубы,
так называемому «торговому тракту» – с первой половины XIX в.; 5) села, возникаюшие в результате так называемой «вольной колонизации беглых людей», – в течение всего периода.
При постепенном освоении русскими отдельных поволжских
районов и при различной степени близости с тем или иным иноэтническим
окружением традиционные и вновь приобретаемые переселенцами черты
музыкальной народной культуры по-разному сохранялись и сочетались в
разные исторические периоды. Приобретенное со временем становилось
традиционным, органически свойственным нижневолжским старожилам.
Сплачивающее и организующее воздействие на различные группы населения
оказывала, очевидно, хозяйственная деятельность русских в Нижнем
Поволжье. Среди доминирующих промыслов – прежде всего рыболовство, а
также, в разные исторические периоды, – добыча соли, ткацкое
производство, животноводство.
Рыболовный промысел занимал одно из ведущих мест в
хозяйственной деятельности мужского населения Нижнего Поволжья
(особенно в дельте Волги), оказывая в течение многих веков огромное
влияние на развитие всего социума. Различные труды
этнографов, диалектологов, писателей и ученых-фольклористов XIX – XX
вв. отразили на уровне верований, обрядов, фольклорных жанров различные
стороны рыболовецких промыслов астраханского края, раскрывая эту
мужскую субкультуру как необыкновенно яркую и самобытную (см.:
Михайлов, 1856; Зыков, 1924; Липец, 1950; Любимов – Охотникова, 1952;
Марков, 1976-1984 и др.) Своеобразные стороны духовной культуры
астраханских рыболовов отражены в работах ученых, изучающих самые
различные субэтнические группы Поволжья: русских, татар, калмыков
(Калеб, 1863; Зыков, 1924; Киселевич, 1925; Липец, 1950-1952; Копылова,
1984-2002; Ивашнева, 2002).
На фоне достаточно развитой песенно-танцевальной и
инструментальной культуры астраханского края, жанр русских трудовых
рыбацких припевок выделяется как музыкальный артефакт, в настоящее
время почти недоступный непосредственному наблюдению в полевых условиях
(Самаренко-Этингер, 1964-1978; Ярешко, 1974).
В наших экспедиционных записях 1980 – 1990 гг. по
Икрянинскому, Лиманскому и Камызякскому районам Астраханской области,
расположенным в дельте Волги, были зафиксированы «пограничные» явления,
выразительно демонстрирующие работу гендерных механизмов, где пределы
женской и мужской компетенции начали варьироваться с 40-х годов XX
века. Подобное «смещение функций» отразило региональную социокультурную
специфику, связанную с женским трудом «на море и реке» в связи с
исторической необходимостью (массовый уход мужчин из сел во вторую
мировую войну). В настоящее время в наших полевых записях женские
русские трудовые рыбацкие припевки составляют приблизительно 65% от их
общего числа. Сам жанр трудовых рыбацких припевок русских Нижнего
Поволжья занимает в народной музыкальной системе жанров оригинальное
самостоятельное место, отличаясь внутренней спецификой стиля и
определенным стилистическим разнообразием. В июле 1979 г. в селах
Камызякского района (с.Гандурино, с.Комаровка) автором были
зафиксированы уникальные образцы русских трудовых рыбацких припевок
многоголосного женского распева, отразивших разнообразие тембрового
воплощения русской переселенческой традиции позднего формирования при
определенном единстве многоголосного склада вида фактур. При этом при
полевой фиксации материалов неоднократно можно было наблюдать, как
исполнители соединяли исполнение трудовых песен с изображением самого
процесса труда (в данном случае – вытягивание невода).
Наши полевые экспедиционные записи подтверждают данные
литературы и зафиксировали дополнительные факты обмена в различных
субэтнических группах компонентами мужской рыболовецкой субкультуры, в
частности, исполнение жанра русских рыбацких трудовых припевок рыбаками
других субэтнических групп.
Рассказывает Василий Петрович Тимофеев, 1896 г. рожд.:
«Я-то с пятнадцати лет всю жизнь на реке. Да и в море ходил лет 15. Ну,
были мы и обловщиками, ловили незаконно, я сидел 10 лет за облов. У
нас-то на тоне раньше нацмены – карсаки тянули невод и кричали с нами:
«Наши, гей!» А теперь-то нет…» (Запись автора 5 июля 1979 г. в селе
Полдневое Камызякского района Астраханской области).
С 29.06.04 по 04.07.04 по селам Астраханской области прошла
полевая фольклорная музыкально-этнографическая экспедиция, в которой
приняли участие студенты – музыковеды I курса Астраханской
государственной консерватории, а также методисты научного отдела
Государственного фольклорного центра «Астраханская песня» (М. Левина,
В. Воронцев, К. Брантова). Экспедиция задумывалась и была проведена как
многоаспектное мероприятие с широким спектром разнообразных задач, хотя
основной целью, прежде всего, была запись народных песен, баллад,
причетов, частушек, инструментальных наигрышей у жителей рыбацких сел.
С одной стороны, выполнение этой цели было поручено
студентам – музыковедам, проходящим фольклорную производственную
практику, которые впервые в своей жизни смогли увидеть рождение
народной песни... С другой - методисты Центра целенаправленно собирали
материал для новых концертных программ ансамбля песни и пляски
«Астраханская песня», прежде всего, рыбацкой «Ой, да гей, наши гей!».
Не случайно для решения этих задач были выбраны такие села как Икряное
и Житное Икрянинского района, а также Полдневое, Гандурино,
Николо-Комаровка Камызякского района, издавна славящихся своими
кадрилями, гармонистами, народными промыслами, а также углубленными
знаниями рыболовецкой культуры. Эти села были выбраны также и потому,
что они уже исследовались нами в рамках фольклорной студенческой
практики консерватории 20-25 лет назад, тем самым, настоящая экспедиция
была призвана зафиксировать современный срез народной сельской культуры
дельты Волги.
Большая часть современных пессимистических прогнозов об утере
национального достояния в связи с редукцией русской народной песни, к
сожалению, вновь и вновь оправдывались во время нашей экспедиции: как
выяснялось снова и снова, уход из жизни певцов 1898-1914 гг. рождения
(записанных мною в 1979-1986 гг.) каждый раз предопределял и утрату
старинного певческого репертуара, который в основном так и не был
передан следующему поколению певцов. Тем самым, как это ни горько
признавать, на наших глазах происходит перерыв в передаче русской
традиционной культуры – настоящая экологическая катастрофа!
Тем не менее, благодаря помощи работников Домов культуры,
художественных руководителей сельских ансамблей, начальников районных
отделов культуры и просто жителей сел астраханского края участникам
экспедиции вновь удавалось встретить и открыть для себя новых
замечательных певиц, великолепных гармонистов, частушечниц и записать
много интересного. Гармонисты Дмитрий Андреевич Аржаев из с. Икряное,
Владимир Иванович Астафьев из с. Житное Икрянинского района, Иван
Егорович Петров из с. Николо-Комаровка, будучи в сущности
невостребованными в современной жизни, и сегодня сохраняют десятки
традиционных инструментальных наигрышей в своем репертуаре, тем самым,
восстанавливая для желающих игровой танцевальный репертуар русского
рыболовецкого села конца ХIХ – начала ХХ века. И сегодня Любовь
Дмитриевна Аржаева из с. Икряное, хоровые ансамбли сел Житное,
Полдневое, Николо-Комаровки, а также семейный ансамбль «сестер
Потаповых» из села Гандурино одаряют всех через своё пение подлинным и
неистощимым духовным богатством, знакомят с уже почти ушедшим старинным
репертуаром начала ХХ века, а звук их песен – это разнообразнейшая
тембровая палитра подлинных волжских «переливов и перепевов», к
сожалению, почти неизвестная современной сцене.
Совершенно новыми для нас явились также сведения из
мифологии волжских рыбаков, а многие описания рыбной ловли, которые
дали нам потомственные астраханские рыбаки Александр Николаевич
Маркелов (с. Икряное), Николай Сергеевич Носалёв (с. Полдневое),
Алексей Михайлович Казаков, Евгений Николаевич Бобров (с.
Николо-Комаровка), Борис Степанович Щербаков, Василий Макарович Шкодин,
Николай Иванович Копытин, Иван Макарович Назаров (с. Гандурино) были
столь жанрово сочными и живописными, что их рассказы, несомненно,
обогатят будущие исследования традиционной культуры рыбаков. В этих
воспоминаниях наблюдалось столько своеобразных слов, понятий и
выражений (например, «айвайские осетра», «Ванька» - сом, «волнушка» -
маленькая волна, «Галина» - большая белуга, «тёмная вода», «зелёная
вода» (см. «Словарь рыбаков Волго-Каспия»), что представленные
материалы являются важным дополнением к книге «Ловецкое слово: Словарь
рыбаков Волго-Каспия» замечательного астраханского диалектолога-ученого
Э.В.Копыловой.
Цель настоящей публикации – в начале третьего тысячелетия
возродить и ознакомить широкий круг общественности с особенностями
словесного фольклора астраханских рыбаков. Весьма показательно, что
проведенные в 2004 году экспедиции в Камызякский и Икрянинский районы
вновь обнаружили сохранение традиционных компонентов мифологии и
психологии ловцов Волго-Каспия, передающих особенности системы
взаимоотношений человека с природой.
Собранные в экспедиции материалы дают новые сведения,
которых нет в таких источниках, как, например, «Толковый словарь живого
великорусского языка» В. Даля, «Краткий словарь рыбацких слов» А. Клыкова, «Ловецкое слово: Словарь рыбаков Волго-Каспия» Э. Копыловой.
Е.М.Шишкина, В.О.Петров, В.А.Воронцев
Словарь рыбаков Волго-Каспия
Источник: http://www.astrasong.ru/c/science/other_article/632/ |