О том, что рыбный промысел практиковался скифскими племенами еще в V веке до нашей эры, а в первом тысячелетии до Рождества Христова уже процветал у аборигенов прибрежного Дагестана, свидетельствуют исторические труды Геродота. Редкое застолье аристократов Древней Греции, Рима, Византии, русских князей и царей обходилось без блюд из осетровых, выловленных в Каспийском море, или без царской рыбы форели – обитателя лучезарно чистых рек Кавказа. Белуга, севрюга ценились на вес золота; изображения этих рыб даже чеканили на монетах. Но эти истинные жемчужины Каспия сегодня нуждаются в защите и сохранении.
Тетис – родина осетра
Черная икра и по сей день является символом достатка и богатства. С той поры, когда во впадающих в Каспий реках (в той же Волге) осетры ловились даже под Самарой, утекло немало воды.
Гидротехнические сооружения эпохи индустриализации страны преградили им дорогу на север. Если еще не так давно белугу или севрюгу можно было наблюдать в верховьях Терека, Самура и Сулака, ныне ареал обитания этих рыб сильно сократился, и их популяции, несмотря на предпринимаемые усилия, уменьшаются из года в год.
Интересно, что осетровые как вид гораздо древнее самого Каспийского моря, ставшего для них фактически последним убежищем. Появление семейства осетровых восходит к середине мезозойской эры, тогда как Каспийское море, сформировавшееся в неолите, относительно моложе. Согласно утверждениям ученых, Каспий, как и Средиземное, Черное и Азовское моря, возник в результате исчезновения океана Тетиса, расположенного некогда между Евразией, Африкой и Индостаном.
Материки сблизились, а остатки Тетиса в середине неогена (23,5-25 млн. лет назад) образовали Древнесредиземное море, объединяющее пространства Каспийского, Черного и Азовского морей и получившее название Сарматский бассейн. Эти водоемы, как утверждают палеонтологи, унаследовали от Тетиса как солоноватую воду, так и богатую фауну осетровых. Впоследствии же Сарматский бассейн разделился на изолированный Каспийский и Азовско-Черноморский бассейны. Здесь сохранилось не только большое количество видов осетровых, но и почти вся их мировая биомасса. Каспий до последнего времени вмещал две трети мировых запасов осетровых.
Запрет на вылов осетровых рыб
Однако неограниченный незаконный промысел в море и в реках бассейна привел к значительному сокращению численности популяции осетровых. В прошлом столетии количество рыб в море снизилось со 142 млн. до 43 млн., а уловы сократились в 2,5 раза.
Катастрофой обернулся для осетров и распад СССР. За десятилетия раздела Каспия между республиками СНГ и Ираном темп уничтожения осетровых увеличился и неуклонно растет. Сегодня массовый промышленный лов этой рыбы запрещен. В 2007 г. общая квота на вылов осетровых в Каспии составила порядка 1071 т и была разделена между Ираном, Россией, Казахстаном и Азербайджаном. В соответствии с квотой Россия имела право вылавливать в год не более 286,5 т осетровых рыб.
Сегодня и эта цифра кажется огромной, ведь ныне лов осетров разрешен лишь в научных и воспроизводственных целях, объемы которых не превышают 1 т.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда
Как же решается вопрос сохранения естественной популяции рыб бассейна Каспийского моря и удовлетворения потребности Республики Дагестан в рыбных продуктах? Еще во времена СССР наметили пути восстановления и улучшения сырьевой базы рыбной промышленности благодаря рыбохозяйственному освоению внутренних водоемов.
Были построены девять прудовых хозяйств общей площадью 5254 га и шесть озерно-товарных хозяйств площадью 5045 га. Основным производителем дагестанской рыбы стал Широкольский рыбокомбинат, который выращивал в год до 2 тыс. т прудовой рыбы. В перспективе к 2000 г. объем производства товарной рыбы планировалось довести в республике до 5 тыс. т, однако в годы перестройки при переходе на рыночные принципы хозяйствования эти планы не были реализованы.
Возникла необходимость разработки новых нетрадиционных технологических решений, которые позволили бы хозяйствам стать рентабельными в новых экономических условиях, при жестких законах рыночной конкуренции. Одним из вариантов рентабельного прудового рыбоводства должно стать выращивание высокоценных деликатесных объектов, к которым относятся осетровые рыбы.
В Дагестане исследования по выращиванию осетровых рыб, начатые в 1996 г. на Широкольском рыбокомбинате, дали прекрасные результаты. Богатый научный и практический опыт обобщен и воплощается в жизнь. В настоящее время здесь выращивают таких осетровых рыб, как белуга, стерлядь, сибирский осетр, веслонос и его гибрид – бестер.
Учеными была разработана технология так называемого «пастбищного откорма» рыб других видов. Выяснилось, что белый амур и толстолобик вполне могут обходиться без дорогостоящего комбикорма, а питаться одним камышом и прочей растительностью, которая произрастает в прудах. Если же к ним в компанию подселить карпа, то получается практически природный симбиоз.
Белый амур и толстолобик кормятся дармовым камышом, а выделяемый ими продукт жизнедеятельности становится отличной питательной средой для планктона, который в свою очередь является кормом для карпа. Получается совершенно бесплатное и безотходное производство рыбы – фактически идеальная технология! Остаются только две серьезные статьи расходов: зарплата рыбоводам и рекультивация прудов, способствующая бурному росту камыша и другой растительности. Таким образом, широкольская продукция сделалась вполне конкурентоспособной на рыбном рынке, а прудовое производство стало рентабельным.
Рыбоводство вместо рыболовства
Успех окрылил, и на комбинате начали подумывать об искусственном выращивании осетровых. Тем более что появились сообщения об удачных опытах отечественного промышленного производства гибридов рыб. С 1998 г. пробовали выращивать бестера (гибрид белуги и стерляди). Потребовались два года проб и ошибок, генетических исследований, получения и выращивания личинок, прежде чем опытным путем удалось выработать технологию искусственного воспроизводства ценного гибрида, которая была успешно освоена и воплощена в производстве.
Казалось бы, можно успокоиться и пожинать плоды, но широкольцы задумали новый амбициозный проект, решив освоить искусственное производство белуги. Результаты превзошли все ожидания. Вот уже несколько лет рыбокомбинат закупает белужью икру и по собственной отработанной технологии производит из нее рыбу.
В прошлом году здесь получили более 400 т рыбы, из которых 20 т составили осетровые. Собственные технологии выращивания и специфические условия, созданные на комбинате, позволяют рыбам достигать значительной массы.
Например, у белуги уже на втором году жизни она составляет 3-3,5 кг.
Одной из фирменных новаций рыбоводов комбината является использование артезианской воды. Дело в том, что зимой осетровые теряют 30-40% массы из-за значительного расходования энергии на собственный обогрев. А в подогретой артезианской воде рыба за зиму не только не теряет, но и прибавляет массу.
Доктор биологических наук Феликс Магомаев и его коллеги, занимающиеся экспериментами с выращиванием осетров в прудах, уверены, что в Дагестане заводы по разведению этих рыб надо создавать на базе богатых месторождений термальных вод. На территории Широкольского комбината имеются значительные запасы маломинерализированной воды столового типа, пригодной для разведения рыбы.
Из пробуренной скважины на поверхность поступает вода температурой 30-35° С, имеющая хорошие гидрохимические показатели. Вода требует лишь обогащения кислородом воздуха и охлаждения до температуры 20-25°С, необходимой для выращивания рыбы. При использовании подогретой воды годовики достигают массы не менее 3 кг; самки осетров созревают и дают икру ежегодно, а белуги – через два года.
За такими осетрами и белугами не надо ходить в море, и они позволят срок возрождения продуктивности Каспия сократить лет на десять.
Автор: Гаджи Абдурахманов
источник - http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=12030 |